екатерина соболь
как выстроить
отличный сюжет
Мой любимый принцип построения сюжета: сюжет – это траектория движения персонажа к цели. Не обязательно погружаться в изучение сложных сюжетных схем с несколькими поворотными точками (хотя если вам такое нравится, обязательно сделайте это, лично я просто обожаю копаться в разных подходах к построению истории!).
Начать можно с очень простой, интуитивно понятной истины: по ходу истории с вашим героем может произойти одна из трех вещей.
1. Он добьется цели, и это сделает его счастливым.
2. Он добьется цели, но это не сделает его счастливым.
3. Он не добьется цели.

А все приключения и конкретные сцены в вашей истории ярко и интересно проиллюстрируют один из этих трех подходов.

Посмотрим на примеры:

1. Гадкий утенок из сказки Андерсена хотел хоть где-то почувствовать себя своим – и в конце истории обрел тех, кто принимает его таким, какой он есть. Уверена, это сделало его очень счастливым!

2. Раджа из сказки «Золотая антилопа» мечтал найти ту самую антилопу, чтобы стать богатым. Сделало ли это его счастливым? Нет: все мы помним сцену из мультфильма, где он требовал все больше золота, пока оно не завалило его с головой. Такой вид сюжета может иметь несколько подвидов.

А) Герой не стал счастливым, потому что цель изначально была эгоистичной или недалекой (как у раджи)

Б) Герой добился какой-то огромной и очень важной цели, но это его сломало или вымотало – или он погиб, добиваясь этой цели. Например, Фродо из «Властелина колец» спас мир, но так измучился в пути, что не может найти в этом спасенном мире место, где будет счастлив, и покидает его.

В) Герой добился своей цели не в конце, а в начале или середине истории, понял, что это не принесло ему желаемого результата, обрел новую цель и дальнейшую часть истории добивался уже этой новой цели. Вспомним любой экшн-фильм, где герои, преодолев все опасности, вскрывают желанный сейф – и понимают, что он пуст. Что же делать дальше? Впереди самая интересная часть истории!

3. Ромео и Джульетта не добиваются своей цели – жить вместе долго и счастливо. Обычно вот этот третий вид сюжета по жанру – трагедия: мы всю историю следим, как герой движется к исполнению своей мечты, а в конце мечта разбивается.

А все приключения и конкретные сцены в вашей истории ярко и интересно проиллюстрируют один из этих трех подходов.